Опубликовано admin 20 Июн 2018 в Новости судебной практики | Нет комментариев
Приговором апелляционного суда лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 309 УК, и назначено наказание в виде штрафа в размере 850 грн.
В приговоре суд указал, что сотрудниками правоохранительных органов в доме лица было обнаружено и изъято бумажный сверток с наркотическим средством каннабисом, массой в пересчете на сухое вещество 6,16 г., который лицо незаконно изготовил, приобрел и хранил для собственных нужд без цели сбыта.
Защитник обратился с кассационной жалобой на приговор апелляционного суда и среди прочего отмечал, что протокол осмотра места происшествия является недопустимым доказательством, поскольку фактически представляет собой осмотр жилья, то есть процессуальное действие, которое может быть проведена только с разрешения следственного судьи.
Прокурор возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
ВС кассационную жалобу защитника удовлетворил, приговор апелляционного суда отменил и назначил новое рассмотрение в суде апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции напомнил, что в соответствии со статьями 214, 223, 237 УПК осмотр является следственной (розыскной) действием, направленным на получение (сбор) доказательств или проверку уже полученных доказательств в конкретном уголовном производстве, которая проводится в рамках досудебного расследования уголовного производства. Перед проведением следственной (розыскной) действия лицам, которые принимают в ней участие, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК, а также ответственность, установленная законом. Осуществление досудебного расследования до внесения сведений о совершении уголовного преступления в Единый реестр досудебных расследований или без такого внесения не допускается и влечет за собой ответственность, установленную законом.
В неотложных случаях осмотр места происшествия может быть произведен до внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований, осуществляется немедленно после осмотра.
ВС указал, что основанием для проведения осмотра места происшествия служит информация о совершении уголовного преступления зафиксирована в определенной процессуальной форме. Без наличия такой информации проведения осмотра места происшествия не допускается.
Суд отметил, что в материалах уголовного производства отсутствуют какие-либо данные, которые стали основанием для проведения осмотра места происшествия в домовладении лица, а сведения о совершении уголовного преступления было внесено в Единый реестр досудебных расследований только на следующий день и на основании данных, полученных во время указанного осмотра.
ВС отметил, что проведенный органами досудебного расследования осмотр места происшествия фактически является обыском, который согласно ч. 2 ст. 234 УПК осуществляется только на основании постановления следственного судьи и после внесения соответствующих сведений в Единый реестр досудебных расследований (ч. 3 ст. 214 УПК).
До вынесения такого постановления следователь, прокурор вправе войти в жилище или другое владение лица только в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества либо с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления, после чего безотлагательно должен обратиться с ходатайством о проведения обыска к следственному судье.
А в данном уголовном производстве с таким ходатайством к следственному судье прокурор, следователь не обращались, потому ВС признал установленные в результате такого следственного действия доказательства недопустимыми и такими, которые не могут быть использованы при принятии процессуальных решений (постановление от 07.06.2018 по делу №740/5066/15-к).
Источник: Українське право