Юридическая Компания

Проверка налоговой инспекции: полномочия контролирующего органа и как действовать предпринимателю

Опубликовано 9 Сен 2016 в Главная, Статьи на юридические темы | Нет комментариев

На сегодня в Украине действует мораторий на проверки предприятий контролирующими органами. Однако неизвестно будут ли продлевать срок его действия. Кроме того, и основания для проверки контролирующий орган, например, налоговая инспекция может «найти». Поэтому рано или поздно ко всем налогоплательщикам «приходит» документальная выездная проверка и, как правило, без предварительного уведомления или с уведомлением за день до ее начала.
В данной статье максимально попытаемся осветить процедуру проверки в соответствии с действующим законодательством и предоставить некоторые рекомендации относительно поведения при прохождении проверки.
В соответствии с положениями Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.

Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, представленных субъектами хозяйствования.

Документальной проверкой считается проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных НКУ налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, соблюдения работодателем законодательства, регистров налогового и бухгалтерского учета, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учета и связанные с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других налогоплательщиков.

Документальной выездной проверкой считается проверка, которая проводится по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка.

Документальной невыездной проверкой считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа.

Фактической считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется контролирующим органом по соблюдению норм законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Должностные лица контролирующего органа вправе приступить к проведению документальной выездной проверки, фактической проверки при наличии оснований для их проведения и при предъявлении или направления таких документов:

1) Направления на проведение такой проверки.

Обратите внимание! Обязательными реквизитами направления являются:

  • дата выдачи,
  • наименование контролирующего органа,
  • реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки,
  • наименование и реквизиты субъекта или объекта, проверка которого проводится,
  • цель, вид (документальная плановая / внеплановая или фактическая),
  • основания,
  • дата начала и продолжительность проверки,
  • должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.

Направление на проверку в таком случае действительно при наличии подписи руководителя контролирующего органа или его заместителя, который скреплен печатью контролирующего органа;

2) копии приказа о проведении проверки,

Обратите внимание! Обязательными реквизитами приказа являются:

  • дата выдачи,
  •  наименование контролирующего органа,
  • наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица — налогоплательщика, проверяется) и при проведении проверки в другом месте — адрес объекта, проверка которого проводится,
  •  цель, вид (документальная плановая / внеплановая или фактическая проверка),
  • основания для проведения проверки, определенные настоящим Кодексом,
  • дата начала и продолжительность проверки,
  • период деятельности, будет проверяться.

Приказ о проведении проверки является действительным при наличии подписи руководителя контролирующего органа или его заместителя и скрепления печатью контролирующего органа.

3) служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки

Непредъявление или отосланное налогоплательщику или предъявления указанных документов, оформленных ненадлежащим образом, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной или фактической проверки.

Согласно Налогового кодекса контролирующие органы имеют право:

  1.  получать безвозмездно документы о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах налогоплательщиков и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложен на контролирующие органы, а также финансовую и статистическую отчетность в порядке и на основаниях, определенных законом;
  2. запрашивать и изучать во время проведения проверок первичные документы, используемые в бухгалтерском учете, регистры, финансовую, статистическую и другую отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением, которого возложен на контролирующие органы;
  3. получать документы в электронном виде;
  4. при проведении проверок проверять документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие должность должностных лиц и/или лиц, фактически осуществляющих расчетные операции
  5. требовать при проведении проверок проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, снятие остатков товарно-материальных ценностей, наличности.
  6. проводить контрольные расчетные операции до начала проверки налогоплательщика относительно соблюдения им порядка проведения наличных расчетов и применения регистраторов расчетных операций.
  7. требовать при проведении проверок снятия показаний внутренних и внешних счетчиков, которыми оборудованы технические устройства, используемые в процессе осуществления деятельности проверяемого;
  8. доступа во время проведения проверок к территориям, помещениям (кроме жилья граждан), используемых для осуществления хозяйственной деятельности
  9. в случае выявления нарушения требований законодательства присылать налогоплательщикам письменные запросы о предоставлении заверенных должным образом копий документов;
  10. требовать при проведении проверок устранения выявленных нарушений законодательства;
  11. пользоваться в служебных делах средствами связи, принадлежащих налогоплательщикам, с их разрешения или разрешения должностных лиц таких плательщиков;
  12. привлекать в случае необходимости специалистов, экспертов и переводчиков;
  13.  применять к налогоплательщикам предусмотрены законом финансовые (штрафные) санкции (штрафы) законодательства, контроль
  14. составлять в отношении налогоплательщиков протоколы об административных правонарушениях и выносить постановления по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законом;
  15. проводить проверку правильности ведения бухгалтерского учета
  16. проводить проверку правильности и полноты определения доходов, расходов и финансового результата до налогообложения согласно бухгалтерскому учету.

            Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что Налоговой кодекс предоставил широкие полномочия контролирующим органам. Поэтому предпринимателям нужно быть «во всеоружии».

О порядке запроса и предоставления документов предприятия при проведении проверки следует отметить следующее: как указано выше, контролирующие органы имеют право запрашивать и изучать во время проведения проверок первичные документы, используемые в бухгалтерском учете, регистры, финансовую, статистическую и иную отчетность, повязкам связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
В свою очередь, налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, принадлежащие или связанные с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки (п. 85.2 ст. 85 НКУ).
Обратите внимание! Документы, содержащие коммерческую тайну или являются конфиденциальными, передаются отдельно с указанием должностного лица, которые получила. Передача таких документов для их осмотра, изучения и их возврат оформляются актом в произвольной форме, который подписывают должностное лицо контролирующего органа и налогоплательщик (его представитель).

При проведении документальных проверок должностное лицо контролирующего органа, проводящего проверку, вправе получать у налогоплательщиков надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов, платежей. Такие копии должны быть заверены подписью налогоплательщика или его должностного лица и скреплены печатью (при наличии).
В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами.
Получение таких копий оформляется описью, состоящий должностными лицами контролирующего органа. Копия описи вручается под подпись налогоплательщику или его законному представителю, а в случае их отказа от свидетельствования описания или от подписи о получении копии описания должностными лицами контролирующего органа делается отметка об отказе от подписи.

Обратите внимание! Существуют случаи, когда налогоплательщик не может предоставить документы для проверки при наличии таких причин, как потеря (уничтожение) или изъятия (выемка) правоохранительными органами. Относительно случаев, когда документы изъяты правоохранительными органами, то Налоговым кодексом четко урегулирован порядок их получения. Такие копии, заверенные печатью и подписями должностных (служебных) лиц правоохранительных и других органов, которым было осуществлено изъятие оригиналов документов или которым был обеспечен доступ к проверке изъятых документов, должны быть предоставлены в течение трех рабочих дней со дня получения письменного запроса контролирующего органа. В этом случае сроки проведения проверки, в том числе начатой, переносятся до даты получения указанных копий документов или обеспечения доступа к ним.
Рассмотрим другой случай, когда должностное лицо контролирующего органа, осуществляющего проверку, отказывается по любым причинам от учета документов, предоставленных налогоплательщиком во время проведения проверки. В таком случае налогоплательщик на основании п. 44.7 ст. 44 НКУ имеет право до окончания проверки направить письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения или предоставить непосредственно в контролирующий орган, который назначил проведение проверки, копии таких документов (заверенные печатью налогоплательщика (при наличии печати) и подписью налогоплательщика — физического лица или должностного лица налогоплательщика — юридического лица).

Обратите внимание! В случае если документы поступили в контролирующий орган менее чем за три дня до дня завершения проверки, проведение проверки продолжается. Контролирующий орган вправе также продлить проведение проверки, если при проведении проверки налогоплательщик предоставляет документы менее чем за три дня до дня ее завершения.

Результаты проверок (кроме камеральных и электронных проверок) оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами контролирующего органа и налогоплательщиками или их законными представителями. В случае установления в ходе проверки нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.
В случае несогласия налогоплательщика с выводами акта (справки) он обязан подписать такой акт (справку) проверки с замечаниями, которые он имеет право предоставить вместе с подписанным экземпляром акта (справки) или отдельно в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.
Учитывая широкий круг полномочий Государственной налоговой инспекции при проведении проверок, Вы как предприниматель или должностное лицо предприятия должны подготовить документы для проверки и, что не менее важно, подготовиться к ней морально.
Если Вас предупредили заранее или хотя бы за несколько дней до начала проверки Вы можете провести следующие действия, которые дадут возможность улучшить ход проверки:

  1. Во-первых, привести всю первичную бухгалтерскую документацию в соответствие с требованиями действующего законодательства Украины. Очень важно, чтобы все первичные документы по совершаемым хозяйственным операциям имели необходимые реквизиты, указанные в ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
  2. Ваши экземпляры первичных документов должны соответствовать экземплярам документов Ваших контрагентов.
  3. Отдельно выделить документы, касающиеся проверяемого периода.
  4. По возможности пригласите юриста для участия в проведении проверки Вашего предприятия.
  5. Если о проверке Вы узнали заранее и есть время провести независимый аудит — проведите такую внутреннюю проверку.

Рекомендуемые правила поведения во время проведения проверки:

  1. Самое главное соблюдайте спокойствие, не нервничайте, чтобы не вызвать со стороны налоговиков посторонних вопросов и избежать манипулирования Вами.
  2. Давайте ответы только на те вопросы, которые касаются хозяйственной деятельности и охватываются периодом проверки. Если вопрос будут выходить за рамки делового общения и иметь «каверзный характер» — не отвечайте. Проверка касается деятельности предприятия и обязаны Вы отвечать в рамках ее проведения.
  3. В случае несогласия с Актом проверки, обязательно воспользуйтесь возможностью подписать такой акт (справку) проверки с характеристикой Ваших замечаний. В дальнейшем это станет плюсом при обжаловании действия проверяющего в административном или судебном порядке. Обращаем внимание на то, что в выводах акта проверки очень часто доначисленные суммы не совпадают с суммами, которые указаны в налоговых уведомлениях-решениях, будет еще одним шансом признать действия и решения налогового органа неправомерными.

От различных злоупотреблений со стороны налоговиков Вас защитит, в первую очередь, ведение внутренней документации и бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины, отметим что Юридическая компания «Легал» предлагает свои услуги в данной сфере.

Проверка не за горами, а Вы понимаете, что посторонняя помощь в этом случае просто необходима, тогда наши специалисты к Вашим услугам. Квалифицированные юристы и бухгалтеры приложат максимум усилий для того, чтобы проверка прошла без нарушений и ограничений Ваших прав и имела положительный результат.