Опубликовано admin 19 Сен 2016 в Новости судебной практики | Нет комментариев
Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в дело по иску общества с ограниченной ответственностью о возмещении вреда за перерасход горючего выразила следующую позицию
В соответствии с пунктом 6 статьи 134 КЗоТ Украины работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, учреждению, организации в случаях, когда в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей.
Апелляционным судом верно установлено, что в соответствии с перечнем должностей и работ, которые замещаются или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им на хранение, обработку, продажа, отпуск, перевозки или применения в процессе производства, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 декабря 1977 № 3447/24, должность водителя автотранспортных средств не входит в список таких профессий.
Вместе с тем, при подаче искового заявления истец осуществил ссылка на пункт 6 статьи 134 КЗоТ Украины как основание взыскания убытков.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 29 декабря 1992 года № 14 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям их работниками», материальная ответственность в полном размере на основании пункта 6 статьи 134 КЗоТ Украины возлагается на работника в случаях, предусмотренных отдельными законодательными актами. По действующему законодательству такая ответственность может быть возложена, в частности, за ущерб, причиненный перерасходом горючего на автомобильном транспорте.
В соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР от 12 сентября 1991 г. № 1545-XII, в связи с Постановлением Верховной Рады Украины от 24 августа 1991 года» О провозглашении независимости Украины «(1427 -12) и принятием Акта провозглашения независимости Украины установлено, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.
Так, в соответствии с подпунктом «в» пункта 14 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР «О повышении эффективности использования автотранспортных средств в народном хозяйстве, усилении борьбы с приписками при перевозке грузов автомобильным транспортом и обеспечения сохранности горюче-смазочных материалов» от 5 августа 1983 № 759, которая действует, за перерасход топлива более утвержденных норм по вине работников автомобильного транспорта с них удерживается 100 процентов стоимости перерасходованного автомобильного топлива.
Согласно пункту 6.7 Инструкции по учету поступления и расходования горюче-смазочных материалов и единых талонов на отпуск нефтепродуктов на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах, утвержденной Государственным комитетом СССР по обеспечению нефтепродуктами 3 февраля 1984 № 01 / 21-8-72, которая действует на основании принятого руководителем предприятия решения стоимость перерасходованного топлива сверх утвержденных норм подлежит взысканию с водителей транспортных средств.
Также принимая решение об отказе в иске, суды должны обращать внимание кроме пропуска истцом срока обращения в суд, на то ли доказал истец факт наличия вины ответчика в причинении материального ущерба, обоснованность должным образом и выяснения причины перерасхода топлива, что позволяет установить наличие или отсутствие вины и умышленного причинения работником имущественного ущерба предприятию, является обязательной составляющей ответственности работников автомобильного транспорта за перерасход топлива.