Юридическая Компания

Анализ изменений трудового законодательства

Опубликовано 27 Янв 2017 в Главная, Статьи на юридические темы | Нет комментариев

Накануне нового 2017 СМИ и интернет были перенасыщены сообщениями о новых законах, изменениях, дополнениях, принятых Верховной Радой, которые вступят в силу сразу 1 января 2017г.

Новые проверки, размер заработной платы, порядок уплаты налогов, социального взноса…

Какие изменения подписаны Президентом и вступили в силу рассмотрим сегодня в нашей статье.

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» №1774-VIII, принятый 06.12.2016 года (вступил в силу 01.01.2017 г.) предусматривает между прочим внесении изменений в Кодекс законов о труде.

Прежде всего изменено определение понятия «минимальная зарплата». С января 2017 г.минимальная заработная плата — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда. Минимальная заработная плата устанавливается одновременно в месячном и почасовом размерах.

Ранее ее определяли по-другому: минимальная заработная плата — это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ).

То есть, если Вы работаете по основному месту работы 4 часа в день, считается, что Вы не выполняете месячную (часовую) норму труда. Согласно ст. 50 КЗоТ нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю, то есть при 5-ти дневной рабочей неделе 8 часов /день.

Это дает возможность работодателю не выплачивать Вам минимальную заработную плату в полном размере (на сегодня 3200 грн).

Обратите внимание! базой для начисления ЕСВ, является минимальная заработная плата 3200 грн (а не оклад работника или фактически начисленная зарплата). Поэтому работодатель платит ЕСВ в минимальном размере — 704 грн, даже в случае если до 3200грн начисленная работнику зарплата не увеличивается.

Вместе с тем, вызывает удивление обещание повысить заработную плату всем, когда схема должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, финансируемых из бюджета, формируется на основе минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного Кабинетом Министров Украины.

Минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не менее прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года (2017г. — 1600 грн).

Итак, в реальности частный бизнес наша власть заставляет или переводить «на полставки» своих работников, заключать с ними договоры гражданско-правового характера или заключать договоры с собственными работниками «как с ФЛП» (конечно предварительно заставив пройти процедуру регистрации), а между тем некоторые категории государственных служащих получат минимальный прожиточный минимум, в качестве заработной платы. Кажется, что так называемая борьба с зарплатой «в конвертах» становится стимулированием коррупции в нашем государстве.

По нашему мнению, нужно обеспечить надлежащую оплату труда государственных служащих, а для стимулирования развития бизнеса вводить налоговые каникулы и другие методы способствования развитию малого и среднего бизнеса. ЧП с наемными работниками может заплатить больше налогов, чем получит прибыли. Захочет ли он тогда легально сотрудничать с государством? Риторический вопрос …

Вторым важным нововведением стали виды проверок и новые штрафы.

В ст. 265 КЗоТ внесены дополнения: теперь за недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении работодателя ждет штраф в размере 9600 грн.

Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении при проверке факта допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленный на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов — штраф 320 000 грн.

Штраф начисляется по результатам проверки органа Гоструда предприятия или работодателя, если при проведении такой проверки установлен признак нарушения законодательства о труде и/или занятости населения.

На сегодня все вопросы наложения штрафов органами Гоструда рассмотрено в Порядке наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2013 г. №509.

Обратите внимание! ст. 265 КЗоТ не указано сроков давности для привлечения субъектов хозяйствования к финансовой ответственности.

Указанные санкции имеют право применять Глава Гоструда, его заместители, начальники управлений и отделов Гоструда с заместителями, начальники территориальных органов Гоструда и их заместители.

Вышеупомянутые проверки возможны, несмотря на продление моратория на проведение проверок бизнеса до 31.12.2017 года. В соответствии с Законом Украины «О временных особенности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» действие этого Закона не распространяется на отношения, возникающие при проведении мероприятий надзора (контроля) Государственной службой Украины по вопросам труда и его территориальными органами.

Обратите внимание! Вышеупомянутый Закон предусматривает случаи проведения ВНЕПЛАНОВОЙ проверки.

Нарушать действующее законодательство мы Вам не советуем, но выход следует искать с любой проблемной ситуации. Например, раньше наши юристы советовали, как вести себя во время проверки.

Также хотим обратить Ваше внимание на новость, которая недавно появилась «Обнародован проект Порядка обмена информацией о сведениях, которые содержат признаки использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде».

Согласно проекту Порядка, Пенсионный фонд будет предоставлять Гоструду информацию, которая будет включать следующие данные:

  • о застрахованных лицах, работающих по совместительству в 5-ти и более страхователей;
  • о застрахованных лицах, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного страхователя более года;
  • о страхователях, у которых количество застрахованных лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам, больше чем численность работников в отчетном месяце и/или их количество значительно увеличена по сравнению с предыдущим отчетным месяцем;
  • о страхователях, у которых в отчетном месяце увеличили на 20% и больше количество застрахованных лиц с признаком «неполное рабочее время»;
  • о страхователях, которые начисляют зарплату ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы;
  • о страхователях, у которых в отчетном месяце отражено начало трудовых отношений с работником, но не подано уведомления о принятии работника на работу;
  • о страхователях, которые в отчетном месяце предоставили сведения о застрахованных лицах, которые находились в отпуске и каким начисления зарплаты не осуществлялось;
  • о страхователях, у которых в течение года показатели количества застрахованных лиц и общей суммы начисленной зарплаты не менялись;
  • о страхователях, у которых в отчетном месяце произошло уменьшение штатной численности работников по сравнению с предыдущим отчетным месяцем.

Принятие такого Постановления конечно увеличит возможность контроля за работодателями.

Однозначно оценить нововведение трудно. Однако осуществлять свою деятельность необходимо в рамках закона, поэтому игнорировать новые нормы невозможно.

Если Вас интересует порядок оформления трудовых отношений с работником/работодателем, порядок отчетности о наемном труде, порядок начисления и уплаты налогов, заработной платы — обращайтесь! Специалисты нашей компании предоставят Вам профессиональную консультацию!