Опубликовано director 4 мая 2016 в Главная, Статьи на юридические темы | Нет комментариев
Понятие «торговая марка» (аббревиатура — ТМ) появилось в результате перевода на русский язык англоязычного термина trademark. Многие эксперты образно утверждают, что ТМ — это имя, фамилия и отчество продукта или компании. Сегодня это понятие очень близко к понятию brand (Бренд) и часто даже идентифицируется с ним.
Первый закон о торговой марке был принят в далеком 1226 году. А в 15 веке случился первый судебный процесс, в результате которого вдова получила право на использование торговой марки своего покойного мужа.
Начало активного развития и роста торговых марок приходится на середину 19 века.
В 1887 году впервые была использована торговая марка Coca-Cola (Кока-Кола) для обозначения напитков, в то время как конкурент — Пепси впервые использовал свою торговую марку на 10 лет позже.
В этот период торговая марка перестала быть просто словесной или комбинированной — появились новые виды. В 60-х Макдональдс впервые ввел трехмерные торговые марки. С конца 80-х началась регистрация цвета в качестве торговой марки. С развитием бизнеса, техники, интернет-технологий появляются новые торговые марки — двигательные, звуковые, домены как торговые марки. Конкуренция ведет к появлению обонятельных торговых марок.
Сегодня же можно отметить, что владельцы крупных и успешных компаний в Одессе, которые уже не первый год на рынке, не спешат регистрировать свое название и символику в качестве торговой марки. Специалисты Юридической компании — Легал ставят под сомнение правильность такого решения и предупреждают о возможных последствиях. И вот почему:
Торговая марка может быть зарегистрирована на имя юридического либо физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Нормативные документы на использование ТМ (товарного знака) в международной практике изложены в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. и в Мадридской конвенции о международной регистрации товарных знаков 1891 г.
Один товар продается больше, другой — меньше. Это значит, в одних случаях коммуникация «товар — покупатель» устойчивее, чем в других. Отсюда и сущность торговой марки, которая представляет собой товарный знак плюс все, что знают и думают о товаре, все, чего ожидают потребители.
Это тот образ, который всплывает в сознании как реакция на товарный знак. Это обещание производителя посредством товара постоянно предоставлять потребителю определенный набор качеств, ценностей и услуг.
Торговая марка является одним из наиболее фундаментальных источников информации, которым пользуется потребитель, чтобы упростить себе выбор товара и снизить потребительский риск.
Например, Coca-Cola является классическим примером комбинированного товарного знака. Когда же знак Coca-Cola видит обычный гражданин, то у него возникает ряд образов, ассоциаций и эмоций. Для него Coca-Cola не просто товарный знак. Это торговая марка, имеющая определенные специфические характеристики. Конечно, на самом деле характеристики имеет продукт, но в сознании они приписываются самой марке.
Таким же образом «мерседес» как товарный знак всего лишь слово и трехлучевая звездочка. Но для нас это целый ряд понятийных определений, который каждый формирует для себя индивидуально: для кого-то это отличное средство передвижение, для кого-то символ определенного уровня жизни и.тд.
Согласно Гражданскому кодексу Украины, торговая марка — это любое обозначение или комбинация каких-то обозначений, способные отличать товары и услуги одних производителей от таких же самых или однородных товаров и услуг других производителей.
Т.е основная задача торговой марки – отличать.
В Украине регистрация торговой марки не является обязательной, но она сэкономит ваши силы, нервы и время.
Как правило, при открытии бизнеса владельцы обеспокоены рядом других вопросов и не считают нужным заниматься еще и регистрацией торговой марки, но такая беспечность может быть чревата серьезными последствиями.
К примеру, ваша компания производит хороший товар или оказывает качественные услуги и продает их под незарегистрированным товарным знаком, вкладывая значительные средства в рекламу. В таком случае любое лицо сможет зарегистрировать ваш товарный знак на себя и привлечь Вас к гражданской или уголовной ответственности за нарушение его прав на использование товарного знака.
Следовательно, регистрация торговой марки, дает Вам исключительное право использовать Ваше изображение и не бояться возможной кражи отличительного знака конкурентами. После регистрации, Вы сможете запрещать другим лицам использовать торговую марку относительно товаров и услуг для которых она зарегистрирована, а также для родственных товаров и услуг, если в результате такого использования можно ввести в заблуждение относительно производителя товаров или услуг.
Еще одним бонусом в связи с регистрацией торговой марки, является возможность получить престижный домен верхнего уровня в зоне .UA, что содействует попаданию на верхние строчки результатов поисковых запросов.
Зарегистрированная торговая марка – это часть позитивного имиджа компании, поэтому значок ® возле логотипа компании, ассоциируется у клиентов с высоким качеством товаров и услуг и вызывает больше доверия к вашему бизнесу.
Не стоит забывать, что зарегистрированная торговая марка является объектом собственности. То есть, она может быть капиталом, который приносит прибыль. Ее можно поставить на баланс компании, внести в уставной капитал, продать и т.д. Также вы сможете любому лицу выдать лицензию на использование торговой марки на основании лицензионного договора.
Регистрация торговой марки будет необходима при ведении деятельности за границей. Если ваше предприятие активно развивается, и вы планируете вывести Ваш бизнес на международный уровень, без первичной регистрации торговой марки в Украине невозможно провести регистрацию за рубежом.
Вложив много времени и сил в развитие компании, важно знать, что она надежно защищена от возможных угроз и финансовых потерь, поэтому регистрация торговой марки является выгодным вложением средств. Не забывайте, что успешный бизнес в Украине всегда привлекает внимание и вызывает желание нечистых на руку дельцов поживиться за Ваш счет.
Порядок регистрации и получения свидетельства на торговую марку (в законодательстве применяется понятие «знак для товаров и услуг») в Украине, регулируется Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» № 3689-ХІІ от 15.12.1993 г.
Если у Вас остались вопросы или Вам нужна квалифицированная консультация юриста в Одессе, обращайтесь к нам. Специалисты Юридической компании — Легал помогут в проведении регистрационных действий и окажут юридическую поддержку на любом этапе защиты вашего бизнеса. С нами приятно и надежно работать!