Опубликовано admin 19 Дек 2017 в Новости | Нет комментариев
До сих пор основная масса проблем на таможне была связана с определением стоимости груза и его классификации. Однако в последнее время количество фактических досмотров таможенниками сократилось до 5%, зато другие контролирующие службы на границе провоцируют все больше сложностей при проведении так называемых методов нетарифного контроля. Об рассказал руководитель компании «Ламарин» Александр Лазарев.
«Мы так долго боролись с таможней по тарифным вопросам, что теперь для них прописаны самые четкие процедуры такого контроля. Зато есть не паханное поле нетарифного регулирования, то есть санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического, радиологического и других видов госконтроля», — отметил он.
В результате таможенники пытаются уложиться в отведенные им 4 часа, а задержки в последнее время случаются из-за нетарифного регулирования.
Несмотря на формальное объединение служб санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного контроля под эгидой Госпродпотребслужбы, они до сих пор продолжают работать отдельно, фактически не меняя свою нормативку.
Бизнес все чаще сталкивается с тем, что основные задержки на границе связаны с желанием этих служб тотально контролировать все грузы, хотя для этого нет даже физической возможности. Фактически все сводится к получению штампа на документах.
«Каждое предприятие решает само для себя, как решать эти вопросы. Фактические проверки проводят только в случаях с проблемными грузами, например, поставках замороженной рыбы из Мавритании», — привел пример Лазарев.
Чтобы побороть саботаж со стороны нетарифных контролеров, Кабмин с 1 августа 2016 года ввел систему «единого окна» при прохождении таможни. Это единая электронная система обмена данными, которая позволяет различным службам контроля и таможням в автоматическом режиме обмениваться информацией о грузе, который проходит через границу Украины и о результатах его государственного контроля.
Но бизнес не спешил воспользоваться этой возможностью, так как на практике оказывалось, что получать штампики выходило быстрее, чем пользоваться «единым окном».
Поэтому правительство решило вообще отменить штампы о проведении контроля, введя с 1 февраля 2018 года обязательное использование предприятиями и госорганами на таможне информационной системы «единое окно». В частности, предусматривается распространение действия системы на операции по перемещению товаров абсолютно во всех таможенных режимах (пока действует только при импорте/экспорте), например, в режиме транзита, реэкспорта и т.п.
Даже если контролеры добьются проставления штампа, таможня не будет принимать его, так как факт проведения контроля будет закрываться только маркером в декларации в системе.
Также предусматривается сократить время на досмотр контролирующими органами товаров с 24 до 12 рабочих часов и сокращение предельного срока принятия решения контролирующими органами в отношении товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Украины, с 24 до 4 ч.
«Обязательное применение Порядка информационного обмена по принципу «единого окна» с 1 февраля 2018 г. поставит в равные условия бизнес, который пользуется и не пользуется системой, обеспечит проведение реального госконтроля при прохождении таможенных процедур, а также позволит качественно оценивать работу всех задействованных в процессе госорганов и таможни в части времени выполнения соответствующих формальностей», — считают в Минфине.
Однако, по словам субъектов ВЭД, для перевода всех служб контроля на единое окно понадобится разработать процедуры для нетарифного регулирования в рамках единого окна.
Например, импортеры большого ассортимента продукции должны проводить санитарно-эпидемиологическую экспертизу каждого нового товара. Подавать образцы, проводить анализы и получать бумагу на 5 лет о том, что когда-то этот продукт был качественным.
Сейчас Европейская бизнес ассоциация добивается пересмотра постановления КМУ №1031, которым предусмотрены все виды контроля, чтобы сократить количество видов такого контроля и большую часть сделать риск-ориентированными (как при проведении таможенных осмотров). Так как сейчас главная проблема импорта, что любой импортный товар в таре или упаковке должен быть проинспектирован.
Если идет машина с тентом, его можно расшнуровать и проверить груз. Чего не скажешь о рефрижераторе или морском контейнере. Придется выгружать весь товар. При этом контролирующая служба еще выставляет счет за проведение проверки.
«Регистрация и уплата этих 28 грн. занимает больше времени, чем таможенное оформление груза», — говорят бизнесмены.
Будьте готовы к тому, что если у вас груз, например, на деревянных поддонах, то пройти таможню, не вскрывая машину (путем просвечивания рентгеном) не получится. Придется придумывать процедуру досмотра, которую в Минфине только собираются разработать.
Представители бизнеса считают, что Госпродпотребслужба должна заниматься контролем при реализации, а не при импорте. Потому что сейчас такой контроль проводится на уровне «купи бумажку».
«К примеру, тотальный контроль экологической инспекции побороли путем отмены процедуры проведения такого контроля. Сейчас его проводят только в случаях, в которых, как показала практика, есть смысл в его проведении», — заметил Александр Лазарев.
Также обязательно будут вопросы в пунктах пропуска на море. Там не брокеры, а экспедиторы занимались «сбором штампов». Теперь их начнут собирать брокеры, а процедура визуального осмотра и отбора проб в порту кардинально отличается от того, как это делается на суше. Поэтому для ускорения процесса придется уезжать на какие-то внутренние терминалы на суше.
Опасные документы
При экспорте проблемы с оформлением документов больше связаны не с прохождением таможни, а с уплатой налогов. Часто грузоотправители не знают требований к документам на товар со стороны страны-покупателя.
«Лучше не отправлять груз в другую страну без должного оформления бумаг, чтобы вам ни говорил ваш контрагент», — заверил Лазарев.
Надо помнить, что груз всегда страхует сторона отправления и отвечает за него, даже если вы получили на руки коносамент: документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.
Часто отправляют оригиналы документов по морю вместе с грузом. Не зная, что потеря оригиналов грозит простоем в порту на полгода и тройной залог стоимости груза. Поэтому надо четко проговаривать с грузополучателем, какие там нужны будут документы.
Также надо помнить о рисках пересылки документов по почте. Таможня может вскрывать почтовые отправления и сравнивать данные с поданными декларациями. В случае нахождения расхождений товар конфискуют, а компанию оштрафуют на полную его стоимость. Поэтому если вы получили вскрытый, а затем переупакованный конверт с отметкой таможни, знайте, что эта информация уже проанализирована в ГФС.
Уже есть примеры, когда конкуренты, подговорив сотрудника компании-контрагента, выслали по почте совершенно «левые» бумаги, где стоимость импортного товара была завышена в десять раз. В результате таможня составила протокол о нарушении и дело сейчас находится в суде.
Поэтому как минимум, лучше попытаться изменить способ общения с контрагентом. Кроме того, некоторые эксперты советуют сразу после получения перепакованного конверта обращаться с письмом в таможню об ошибочно отправленных бумагах.
По материалам сайта «Протокол»