Опубликовано director 16 Мар 2016 в Главная, Статьи на юридические темы | 4 комментария
Прежде чем приступить к раскрытию данной темы, сразу же оговоримся, что сегодня мы не будем касаться деятельности по торговле алкоголем и табачными изделия. Это отдельная сфера деятельности, которая лицензируется в особом порядке — согласно Закону Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий».
Итак, с 28.06.2015 г. начал действовать Закон Украины от 02.03.2015 г. № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности». Соответственно с этой даты утратил силу его предшественник – Закон Украины от 01.06.2000 г. № 1775-III.
Согласно новому закону, лицензионные условия поручено утверждать Кабмину (ст.9). Вот только он почему-то не спешит с выполнением этого поручения. Однако субъектам хозяйствования не стоит волноваться по этому поводу. Дело в том, что при отсутствии лицензионных условий ответственность за осуществление хозяйственной деятельности без лицензии не применяется (ст.20).
А какая ответственность ждет тех, кто и не планировал получать лицензию либо по каким-то независящим от него причинам не может получить?
За осуществление вида хозяйственной деятельности, подлежащего лицензированию, без лицензии или осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования должностные лица субъектов хозяйствования несут административную ответственность, предусмотренную Кодексом Украины об административных правонарушениях (ст.20 ЗУ № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»).
Статьей 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривается ответственность за осуществление хозяйственной деятельности без получения разрешения, или лицензии: осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации как субъекта хозяйствования или без получения лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законом, либо осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования, а так же без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом (кроме случаев применения принципа молчаливого согласия), —
влечет за собой наложение штрафа от одной тысячи (17000 грн.) до двух тысячей (34 000 грн.) необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных в результате совершения этого административного правонарушения, или без таковой.
Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такое же правонарушение, или связанные с получением дохода в крупных размерах, —
влекут за собой наложение штрафа от двух тысяч (34000 грн.) до пяти тысяч (85000 грн.) необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных в результате совершения этого правонарушения.
Заметьте, что указанная статья учитывает внедренный еще с 2009-го года принцип молчаливого согласия, который позволяет осуществлять свою предпринимательскую деятельность без получения разрешений или других документов разрешительного характера, при условии, что субъектом предпринимательства был подан полный пакет документов, а в установленный законом срок документ разрешительного характера или решение об отказе в его выдаче не был выдан или направлен субъекту хозяйствования.
НО, этот принцип как то не предусмотрен новым законом, что оставляет место для трактования как в одну, так и в другую сторону.
Кроме этого не стоит забывать, что согласно украинскому законодательству к нарушителям может применяться не один, а несколько видов ответственности.
При этом исчерпывающего перечня видов ответственности в этом самом законодательстве нет.
Для нашего случая актуальными будут следующие виды ответственности: административная и хозяйственно-правовая (а конкретно административно-хозяйственные санкции).
Об административной ответственности мы уже упомянули. Добавить можно еще про сроки привлечения к ней:
административное взыскание, может быть наложено не позднее, чем через два месяца со дня совершения правонарушения (проступка), а при длящемся правонарушении — не позднее, чем через два месяца со дня его обнаружения (статья 38 КоАП).
Вообще осуществление деятельности без лицензии это длящееся правонарушение (проступок). Соответственно сроки привлечения к ответственности в данном случае Вас особо воодушевлять не должны. Но, например, в том случае, если Вы какое-то время работали без лицензии, а потом все-таки ее приобрели, можно говорить о том, что с приобретением лицензии прекратили длящееся правонарушение.
В таком случае можно говорить о том, что по прошествии двух месяцев с этой даты применение админ. взыскания не будет соответствовать идее КоАП. А раз так, то можно пытаться спорить (оспаривать правомерность применение взыскания).
И еще, что немаловажно, — составлять протокол об административном правонарушении и выносить решение по делу имеют право только уполномоченные на то органы (должностные лица). В нашем случае решение выносит суд, а вот протоколы могут составлять органы фискальной службы, полиция.
Хозяйственно-правовая ответственность, административно-хозяйственные санкции.
Виды административно-хозяйственных санкций, условия и порядок их применения определяются главой 27 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХК).
Такой вид ответственности применяется в случае нарушения субъектами хозяйствования правил осуществления хозяйственной деятельности, установленных законодательными актами.
Административно-хозяйственные санкции представляют собой мероприятия организационно-правового или имущественного характера, направленные на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий.
Применять такие санкции могут органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями и в порядке, установленном законом.
Одной из таких мер является бесплатное изъятие прибыли (дохода). Так, прибыль (доход), полученная в результате нарушения установленных законодательством правил осуществления хозяйственной деятельности, а также суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) подлежат изъятию в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном законом (пункт 1 статьи 240 ХК). Но, как показывает судебная практика применить этот механизм достаточно сложно.
Тех, кого интересует вопрос об уголовной ответственности сообщаем следующее: ранее действительно была предусмотрена уголовная ответственность ст. 202 Уголовного кодекса Украины, — осуществление без государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности, содержащей признаки предпринимательской и подлежащей лицензированию, или осуществление без получения лицензии видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством, либо осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования, если это было связано с получением дохода в крупных размерах, но с принятием ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно гумманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности» с последними изменениями от 02.07.2015 г., указанная статья исключена.
В завершении хочется добавить только одно: помните, что каждая ситуация индивидуальная, и пути ее решения лучше продумать с юристом.
Мы предлагаем Вам свою помощь, как в получении лицензии для хозяйственной деятельности, так и для защиты Ваших прав и интересов в любых инстанциях.